О компании

Златоуст – это сверкающий самоцвет в стальном венце Урала, и каждый год добавляет городу – самоцвету новую грань примечательных событий и славных имён. Самоцветные грани истории… Как много их – ярких и интересных, известных и позабытых, героических и трагических. Как много имён, достойных упоминания; фактов, о которых хочется рассказать.

Так, например, в 1815 г. в городе Златоусте была образована оружейная фабрика, которая по замыслу создателей должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота. К тому времени в мире сложилась традиция украшать стальные клинки.

Для работы на Златоустовской оружейной фабрике правительство пригласило немецких мастеров – оружейников, большей частью из Золингена, которые привезли на Урал свои приёмы художественного убранства холодного оружия. Спустя недолгое время стало возможно говорить о возникновении «златоустовского» стиля – златоустовской школы украшенного оружия, отличной от школы, утвердившейся в Европе.
 
Первыми мастерами цеха позолоты и украшения клинков оружейной фабрики были Вильгельм Николай (отец) и Вильгельм Людвиг (сын) Шафы. Они применяли для украшения клинков технологию, позволявшую передавать только контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком, по которому стальной иглой процарапывался рисунок; затем производилось травление кислотой.
 
Во второй половине XIX века основной техникой стала насечка золотом и серебром по синему «таушированному» (т.е. насечённому в нескольких направлениях) фону. Широко применяется просечная техника, т.н. ажурные клинки.
 
Оказал своё влияние на творчество мастеров гравюры Златоуста и модерн, захвативший в начале XX века художественную промышленность и некоторые промыслы русского народного искусства. Художники стали широко применять при украшений изделий так называемые стили – «русский», «турецкий», «французский», когда для создания орнамента использовались относительно небольшое количество элементов, к которым сводилось всё многообразие орнаментальных мотивов того или иного народа. Параллельно с художественными поисками расширялся круг выпускаемых изделий, рассчитанный на различные слои населения: стали выпускать столовые приборы, ножи для бумаги, топоры, спичечницы.
 
В середине XX века в ассортименте появляются шкатулки, приборы для вина, стаканчики для карандашей, тарелочки, вымпелы, призы победителям соревнований.
Златоустовская гравюра начала XXI века – это не только высокое мастерство, профессионализм и творческий подход, но и глубокие исследования, системное изучение технологии и искусства художественной обработки металла и сопутствующих материалов.